По материалам статьи Всепобеждающие «лайки» Артура Вельфа
Источник: http://www.slon.ru/
Два года назад я писал статью о рынке поиска. Меня интересовал вопрос, может ли на этот крайне привлекательный рынок ворваться новый игрок и занять значительную долю, потеснив существующих лидеров.
Позиции Google до недавнего времени казались незыблемыми. История успеха Брина и компании была связана с тем, что 12 лет назад Google предложил улучшение качества поиска – заметное невооруженным глазом. Сегодня разница в качестве поиска между конкурентами настолько незначительна, что большинство пользователей ее не замечают и у них нет значительной мотивации переходить с привычного им поисковика.
Тогда, два года назад, опрошенные мною эксперты предрекали, что основная борьба будет вестись на поле более удобного пользователям визуального представления результатов поиска. Это не грозило переделом рынка, так как удачные интерфейсные решения могут быть быстро скопированы лидерами еще до того, как их позиции пошатнутся.
Сейчас все поисковые системы определяют релевантность страницы запросам пользователей с помощью технических средств: роботы подсчитывают количество внешних ссылок на эту страницу, учитывают авторитетность страниц, на которых стоят эти ссылки, количество ключевых слов и т.д. Это привело к тому, что многие оптимизируют свои сайты для поисковых роботов, а не для людей. В результате человек, который ищет, например, качественный обзор какого-то продукта, получает в ответ на свой поисковый запрос кучу ссылок на страницы с не очень качественным контентом.
Но с конца апреля 2010-го года на рынке поиска запахло жареным. Facebook представил свои социальные плагины и, в их числе, главный из них – кнопку Like, призванную стать основой поисковика от социального гиганта.
Элегантность предложенного Facebook решения вызывает восхищение. Вместо того, чтобы индексировать сеть роботами и пытаться определять ценность контента для людей с помощью технических средств, Facebook предложил пользователям самим определять, какой контент является полезным, а какой – мусорным. Этим ежедневно и занимаются сотни миллионов пользователей, нажимая кнопку Like на понравившихся им страницах на сотнях тысяч сайтов. Всего через 2,5 месяца после представления кнопки Like общественности Facebook ежедневно обрабатывал 3 млрд ее нажатий.
Причем Facebook создал все условия для того, чтобы и сайты с удовольствием размещали эту кнопку, поскольку она дает им трафик, и пользователи с удовольствием использовали ее, в очень простой форме делясь интересным контентом со своими друзьями.
Идея реально классная, согласитесь. Зачем индексировать контент, который неинтересен людям, и предлагать его в поисковой выдаче? Точнее, индексировать-то его можно, но вот выдавать пользователям стоит в самом конце – на всякий случай, авось пригодится. Ну а определить, интересен ли пользователю контент, можно по тому, рекомендовал бы он его своим друзьям, или нет. Сознательное нажатие кнопки Like и есть подобная рекомендация. Причем не анонима, а знакомого человека.
Никто из аналитиков не сомневается, что как только Facebook накопит достаточно информации, он запустит поисковик, который будет ранжировать сайты не только с помощью стандартных для сегодняшних поисковиков алгоритмов, но и на основе предпочтений пользователя, его друзей, а также людей со схожими интересами.
При этом Facebook владеет и массой другой информации о пользователе, которую он может использовать для повышения релевантности результатов поиска для каждого конкретного человека. Это информация об интересах пользователя, о том, где и кем он работает, услугами каких компаний он пользуется и т.д. Выдача для каждого пользователя будет персонализированной.
Представим, что у нас есть два пользователя, один из которых постоянно читает Slon.ru, а другой – сайт «Комсомольской правды». Оба регулярно выражают доверие материалам с этих сайтов и форме их подачи, «лайкая» понравившийся контент. Через некоторое время оба ввели одинаковый поисковый запрос, ответ на который нашелся и на Slon.ru, и на сайте «Комсомолки». Первому поиск выдаст материалы с сайта «Слона», второму – с «Комсомолки».
Это и есть персонализированная выдача. Причем, сильно упрощенная: в учет будут браться и «лайки» друзей (причем наверняка мнение друзей, с которыми вы общаетесь чаще, будет иметь больший вес, чем мнение друзей, с которыми вы общаетесь реже), и «лайки» других пользователей, и множество прочих факторов.
Очень важно, что нынешние лидеры рынка поиска не смогут скопировать решение Facebook. Ну, введет в срочном порядке Google свою кнопочку Like, предложит ее сайтам. Зачем люди будут нажимать на нее? Ведь люди «лайкают» материалы не для того, чтобы помочь Facebook проиндексировать страницы со стоящим контентом, а для того, чтобы поделиться им с друзьями. А зачем сайтам размещать такую кнопку у себя, если по ссылкам от нее не будут приходить пользователи?
Есть, конечно, Twitter, где пользователи так же делятся с друзьями ссылками на заинтересовавший их контент, но здесь существует несколько проблем. Во-первых, люди ретвитят – забирают в свой микроблог ссылки на чужие посты – реже, чем нажимают кнопку Like (это как перепостить пост в Livejournal и написать в комментариях «+1»). А во-вторых, Twitter пока никому не продается, и, сделав на него ставку, Google впервые станет сильно зависим от другого игрока, увеличивая при этом капитализацию стороннего сервиса. Ну, а в-третьих, Twitter, несмотря на свой впечатляющий рост, все еще далеко не так популярен, как Facebook.
Поэтому, осознавая угрозу со стороны Facebook, Google развил мощную активность по созданию собственной соцсети. Проблема в том, что хоть Google и выпускает классные продукты, у него никогда не получались социальные сервисы – попытка с Wave признана неудачной. А тут требуется сотворить соцсеть, которая будет настолько лучше, чем Facebook, чтобы пользователи сказали «вау!» и начали массово переходить на нее.
Что в итоге? У Facebook, похоже, получится сделать поиск, который будет искать иначе и лучше существующих. Несмотря на то, что мне всегда нравился Google и его сервисы, у меня большие сомнения, что они смогут сделать более привлекательную соцсеть, чем та, что получилась у Facebook.